Виктор Письменный Новое о древних культурах Лесбийские страсти до Сапфо Истоки греческой хоровой лирики до сих пор исследованы крайне недостаточно. Папирусные находки ХХ века несколько приоткрывают завесу тайны; иногда обнаруживаются удивительные вещи, заставляющие пересмотреть многие прежние представления, уже превратившиеся в заскорузлые штампы. Античная культура продолжает поражать нас своей свежестью и новизной (приведенный ниже текст базируется на переводах М.Л. Гаспарова и В. Вересаева). Вот как пела когда-то на празднике (естественно, религиозном - других тогда не было) молоденькая спартанка, запевала одной из хоровых групп, про девушек конкурирующей группы и про "своих" девушек: "Изобильем пурпура Не нам сравниться с ними. Нет у нас змеек, Чеканенных из золота, Нет лидийских повязок, Что украшают дев С блистающим томно взором. Пышнокудрой нет Нанно С Аретою богоподобной, Нет ни Силакиды, ни Клеэсисеры. И подойдя к Энесимброте, ты не скажешь: "Дай мне твою Астафиду! Дай нам приглянуться Филилле, Дамарете, милой Янфемиде!" А нам и не надо! Ведь зато у нас есть Агесихора! Вот она с нами - Прекрасная в лодыжках! Стоит рядом с Агидо, Славит наш праздник! Им обеим, боги, вы Внемлите. Ведь в вас - начало И конец. Сказала б я: "Сама я напрасно, дева, Хором правя, как сова, кричу на крыше, Хоть и очень хочу угодить Аотис: Ибо всех она страданий Наших целитель. Но желанного дождались девы Только через Агесихору". И еще: "...Астимелеса мне слова не молвила, Стройной ногой ступает, Словно в небе осиянном Восходящая звезда, Словно поросль, цветущая золотом, словно Нежность сама…" Эти хоровые партии сочинял Алкман в Спарте в середине 7-го века до н.э., лет за 50 до того, как появились оды Сапфо. Сам он был греком из лидийских Сард, то есть по сути с Лесбоса (из того же культурного ареала). А учредил эти девичьи (как, впрочем, и юношеские) хороводы в Спарте Терпандр с того же Лесбоса около 680 г. Так что хотя, как деликатно выражаются филологи, "дружба-любовь спартанских девушек" стала массовым явлением за полвека до появления на свет Сапфо, все равно эту "дружбу-любовь" с полным основанием можно называть лесбийской… Похоже, кстати, что Алкман был и первым зафиксированным в истории трансгомогосексуалом (заумный термин современной сексологии, означающий человека, объектом желания которого являются гомосексуалы противоположного пола - для мужчины лесбиянки, для женщины голубые). Во всяком случае, он сам был явно неравнодушен к своим "хористкам" и даже как-то обмолвился: "Если б женщиной стать мне!" К сожалению, от его "Парфениев" до нас дошли лишь жалкие обломки - еще меньше, чем от Сапфо. Но во всяком случае, становятся ясными две вещи: 1) вышеупомянутая "дружба-любовь" носила не эсклюзивный, а массовый, поощряемый государством и благословляемый религией характер; 2) Сапфо стояла не в начале, а скорее в конце почти вековой литературно-музыкально-религиозной традиции, интеллектуальным центром которой был Лесбос (отчасти лидийские Сарды - в том, что касается музыки), а местом наибольшего влияния - Спарта. И если Лесбос еще можно изображать как нечто периферийное, не характерное для античной культуры в целом (хотя в древности, в том числе в Риме, так не считали), то Спарта - это уже серьезно. В любом учебнике по истории Древней Греции совершенно справедливо указывается, что Спарта была "архетипом" античного полиса, образцом для ревностного подражания на протяжении, как минимум, нескольких столетий (или для не менее ожесточенной критики, что также весьма показательно). Попросту говоря, это означает: что типично для Спарты, типично для античности в целом. Так что…