В рассказе "Прусский офицер" английский писатель Дэвид Герберт Лоуренс вновь продемонстрировал свою высочайшую способность достоверного изображения сексуальной жизни человека. В произведениях "Любовник леди Чаттерли", "Сыновья и любовники" можно было писать "про это" более-менее открыто. Однако о гомосексуализме писать в таком ключе Лоуренс не мог. Тем не менее, в рассказе "Прусский офицер" тема гомосексуальности проходит красной нитью. Особенно символично в этом смысле окончание рассказа.
Сюжет: офицер по непонятным причинам (речь идет вовсе не о небрежности, непослушании или развязности солдата) дважды сильно избивает своего денщика. Так избивает, что тот с трудом выдерживает марш-бросок. Ошеломленный побоями солдат поддается внезапной вспышке ненависти, бросается на офицера, когда они остаются одни, и убивает его. Не в состоянии вынести второе после побоев потрясение, убийство человека, солдат сходит с ума и умирает от жажды в лесу, где и произошла сцена убийства.
Чем вызвано жестокое обращение офицера с денщиком? Офицер злобен по природе своей? Нет, по своему характеру он, скорее, равнодушен и безразличнен. Более того, и Лоуренс подчеркивает это, офицер очень сдержан в своем обращении с солдатами. Тем не менее, он страстный человек. Он азартно играл в молодости, наделал много карточных долгов. И сейчас в своем отношении к денщику офицер проявляет непонятную одержимость, которая приводит в итоге к жестокому избиению солдата.
На латентную гомосексуальность офицера косвенно указывает Лоуренс, когда пишет о том, что у офицера почти не было женщин. А с редких своих свиданий с женщинами офицер возвращался напряженным и угрюмым. Рассказ Лоуренса написан таким образом, что мы видим денщика глазами офицера: мужественную красоту его лица, тела, гармоничность и уверенность движений.
Физическое влечение существует в тех закрытых уголках человеческой психики, которые Фрейд назвал бессознательным. Как мы знаем, область бессознательного не отделена от сознания плотной стеной; напротив, бессознательное проявляет себя в снах, грезах, оговорках, "ошибках". Вряд ли офицер был в таком уж полном неведении относительно своего неудовлетворенного желания, вряд ли не понимал, отчего его так злит безразличие денщика. А может быть, понимал, но не до конца. Это безразличие граничило с игнорированием, продиктованным, как казалось офицеру, чуть ли не чувством превосходства подчиненного.
После того, как офицер избивает денщика, он напивается до бесчувствия. Лоуренс описывает и неясный строй чувств, проходящих через душу офицера: удовлетворение, затихающую страсть, муку, и стремление офицера уйти от анализа этих чувств, от раздумий над ними.
Трогательна концовка рассказа. Смерть соединила офицера и денщика навсегда.
В мертвецкой их обнаженные тела лежали на соседних столах. В этих телах была строгость и каменное безмолвие. Какая-то сверкающая точка, точка последних мгновений бытия отрывалась от их тел и уходила все дальше и дальше - это были их души, жертвы жестокости мира сего. Но жесток этот видимый мир только на первый взгляд. Чем бессердечнее мир, тем больше возможностей он предоставляет человеку любовью победить жестокость. "Любите врагов Ваших, благотворите ненавидящим Вас и молитесь за обижающих Вас и гонящих…" Так заповедовал нам Бог.
Там, у Бога на Высшем суде душам солдата и офицера предстояло раскаяться во взаимной жестокости и слиться в полном понимании любви.

Verner