1. Парадоксы транссексуальности

Похоже, что многие проблемы сексологии связаны с не очень четким определением ее базовых понятий, а точнее - с некритическим использованием ходячих представлений, весьма далеких от строгой научности. Так, например, нередко используется следующее определение термина "голубой".

Голубой (gay) - это мужчина, для которого предпочтительным (или единственно возможным) сексуальным партнером является мужчина,

или, менее формально (но по сути то же самое):

голубой - это мужчина, который любит мужчин.

На первый взгляд, это совершенно безобидное определение, почти само собой разумеющееся. Трудности возникают при попытке применить его к некоторым, довольно часто встречающимся фактам. Например, всем известен феномен "женоподобных голубых" (англ. queen, русск. "девка", "педовка", исп. loca, mariquita, франц. tante, folle и т.д.) (1) Совершенно очевидно, что для них ношение женской одежды и причесок, привычка говорить женским голосом, называть себя в женском роде и т.п. - не просто театр (к игре такого рода прибегают время от времени едва ли не все голубые, и эту игру они в любой момент могут прекратить). Это их вторая натура, почти полностью вытесняющая первую, мужскую. Как говорит о них Пруст, это женщины, случайно оказавшиеся в тонкой мужской оболочке (то есть скорее женщины, играющие мужчин, чем наоборот).
Среди голубых их довольно немного (научные оценки отсутствуют; по субъективным наблюдениям автора, их доля порядка 10 % от всех голубых). Но они так заметны, так бросаются в глаза, что кажется, что их гораздо больше. Некоторые люди, мало знакомые с гомосексуальным миром, вообще считают их "базовым" типом голубого, то есть считают, что все или почти все голубые женоподобны.
Но тогда возникает вопрос: а можно ли вообще считать голубых-queen гомосексуалами? Если они, по сути, женщины, то их стремление к мужчинам - скорее гетеросексуальное женское желание мужчины, чем гомосексуальное желание "настоящего" голубого. Это отнюдь не праздный вопрос. Многие голубые (едва ли не большинство) действительно не считают таких "девок" за своих, и вопринимают их как карикатуру на самих себя:

"Если мужчине нужна женщина, он ищет женщину. Если мужчине нужен мужчина, он ищет мужчину. А кому нужны вот эти?"

С другой стороны, совершенно очевидно, что хотя их желание мужчин можно в некотором условном смысле назвать "гетеросексуальным", "женским", их самих уж никак нельзя считать натуралками. Чуть более научно: типично гетеросексуальное поведение есть, но гетеросексуального человека (в данном случае женщины) нет. Нет человека - нет проблемы.
Практически то же самое, в зеркальном отражении, мы встречаем у лесбиянок. Те из них, которых можно назвать "butch" (исп. "marimacho", "camionera" франц. "camionneuse", etc.) в собственном смысле, а не просто играющих роль "мужчины" в своей паре, создают ту же самую проблему для сексологов (2). И здесь отмахнуться от проблемы еще труднее, ибо их жизнь в реальном мире часто бывает весьма сложной. Если голубой-queen часто воспринимается гетеросексуальным (и голубым) окружением как скорее комический персонаж, лесбиянки-butch нередко вызывают озлобленное раздражение, в том числе в "своей" среде. На lesbian-тусовках за их спиной (а иногда и в глаза) говорят: "зачем сюда притащился этот мужик?" Или: "нам нравятся только женщины, а что можно делать с этим?" Как признавалась в интервью одна из таких женщин, на улице мужчины нередко спрашивают: "Это что за образина?" Или: "Давай поспорим, это баба или мужик?"
Такой террор среды вполне может довести до суицидальных попыток - или до желания обратиться к специалистам по смене пола хирургическим путем.
Впрочем, в большинстве случаев до таких крайностей дело не доходит; обычно лесбиянки-butch находят себе пару (лесбиянку или бисексуалку), перестают всерьез комплексовать из-за своей мужеподобной внешности и даже иногда бравируют ею (хотя и не в такой степени, как большинство queen).
И опять же неясно, можно ли считать их влечение к женщинам гетеро- или гомосексуальным, хотя их самих большинство специалистов уверенно относят к лесбиянкам.

Транссексуализм, связанный с тем, что люди данного типа (голубые queen и лесбиянки butch) - своего рода гермафродиты, мы будем далее называть транссексуальностью первого типа (или, для краткости, "транс-1"). Несколько забегая вперед, отметим, что гермафродитизм автоматически вовсе не приводит к транссексуальности; если немало женственных внешне мужчин, SPP которых - женский: они любят женщин-натуралок, и это желание никоим образом не может быть истолковано как лесбийское. Более того, они вообще не образуют какую-либо особую подгруппу внутри группы мужчин-натуралов, ибо не отличаются от них ни сексуальной принадлежностью (мужская), ни полом предпочитаемого партнера (женский).
Если исходить из этих позиций, транссексуальность queen обусловлена вовсе не тем, что они гермафродиты, а тем, что будучи голубыми, внутренне считают себя женщинами; этим они резко отличаются от основной массы голубых, считающих себя мужчинами, и сближаются с женщинами - транссексуалами второго типа, о которых мы будем говорить ниже.
Вообще, феномен транссексуальности постоянно создает проблемы при попытке точно разграничить гомо- и гетероэротизм. То, что его игнорировать невозможно, подтверждает тот факт, что он постоянно прорывается то там, то здесь при исследованиях гомосексуальности самой по себе. Так, при анализе процессов становления гомосексуальной идентичности многие исследователи обращают внимание на следующий феномен: среди взрослых гомосексуалов гораздо выше (чем среди гетеросексуалов) процент тех, кто в детские годы предпочитал играть в игры противоположного пола (девочки - с мальчиками в "мальчишеские" игры, мальчики - наоборот) и четко ощущал свою "непохожесть" на сверстников своего пола.

Но при чем тут гомосексуальность? В данном случае речь идет об "ощущении себя человеком другого пола", а вовсе не о сексуальном (пусть хотя бы инфантильном) "влечении к людям своего пола". Это - типично транссексуальное поведение, хотя и совсем иного рода, чем в случае queen и butch. Этот сорт транссексуальности (его иногда не слишком удачно называют трансгомосексуальностью) очень мало известен, и на нем следует задержаться подробнее.
Описанные только что "девочки-сорванцы" и "мальчики-тихони" внешне обычно ничем не отличаются от подростков своего пола (особенно в последние десятилетия, когда стала господствовать молодежная и подростковая мода "unisex"). Ничего общего с женоподобием queen и мужеподобием butch! Эти девочки физически и физиологически ничем не выделяются из своих сверстниц; их отличает лишь одно - то, что они гораздо лучше и естественнее себя чувствуют в среде мальчиков, а не девочек. Можно сказать, что они имеют вполне четкую мужскую сексуальную принадлежность (в смысле принадлежности к определенной группе) при столь же четкой женской биологической сексуальности (именно поэтому, кстати, во введении мы совершенно сознательно в боковике таблицы написали "сексуальная принадлежность", а не просто "пол" - биологический или какой-то иной). Примерно то же можно сказать о мальчиках, которые естественнее чувствуют себя в среде сверстниц, несмотря на вполне стандартные "мальчишеские" биологические параметры.
Среди взрослых мужчин и женщин тоже встречаются, хотя и довольно редко, аналогичные типы. Их трудно идентифицировать, поскольку их внешность вполне соответствует их анатомическому полу, а их сексуальным объектом всегда являются лица противоположного пола. Сами они обычно считают себя гетеросексуалами, и большинство людей принимает их за таковых. Вот только у них никогда не бывает близких друзей своего пола, а секс с партнером-гетеросексуалом чаще всего воспринимается как "отбывание повинности". И, если жизнь предоставляет им такую возможность, они всегда стремятся заводить близкие отношения с гомосексуалами противоположного пола.
Их сексуальная принадлежность, явно противоположная их биологическому полу, дала основания первым исследователям этого феномена считать их транссексуалами, а явное стремление окружать себя гомосексуальными друзьями и стать "как бы своим" в их общине - своего рода гомосексуалами. Мужчины этого сорта тяготеют к лесбиянкам и часто внутренне считают себя таковыми (хотя бы их подруги этого не признавали). По возможности, они стараются заполучить сексуального партнера среди бисексуалок (то есть лесбиянок, не отвергающих мужчин "с порога"). Женщины, напротив, стремятся жить в "голубом" окружении. Так возник термин "трансгомосексуал", то есть транссексуал, предпочтительный партнер которого - гомосексуал, чей пол противоположен его биологическому полу, но совпадает с его сексуальной принадлежностью.
Этот недавно появившийся термин представляется крайне неудачным, ибо вместо того, чтобы преодолеть транс-гомо путаницу, только усиливает ее. Ведь никто не считает голубых-queen (мужчин по анатомическому полу) натуралами на том основании, что внутренне они считают себя женщинами, и стремятся к мужчинам; почему же только что описанного мужчину, который внутренне считает себя женщиной и желает женщин, мы должны считать лесбиянкой на этом основании? Полная нелогичность.
Поэтому, чтобы не усугублять путаницу, мы предлагаем называть их просто транссексуалами второго типа (кратко - "транс-2"). От транссексуалов первого типа они отличаются тем, что будучи, как и они, мужчинами по анатомическому полу, и так же, как они, считая себя женщинами, они стремятся не к мужчинам, а к женщинам. Чтобы разрешить неибежно возникающие при этом логические парадоксы, неоходимо изменить логику следования.

А именно, обычно рассуждают так:
а) этот мужчина считает себя женщиной или "почти" женщиной (стало быть, он транссексуал);
б) но он стремится к женщинам, следовательно, его чувства гомосексуальны, и он своего рода лесбиянка.
Мы считаем, что рассуждать нужно как раз наоборот:
а) этот мужчина - лесбиянка (относится к группе лесбиянок), поскольку это "его" группа, и только в ней он чувствует себя комфортно (как мальчики-подростки, предпочитающие играть с девочками);
б) но, поскольку он кардинально отличается от основной массы лесбиянок своим биологическим полом, он транссексуал.
Это - исключительно важный момент; основной тезис данного раздела (а может быть, и всей работы) можно сформулировать так:

Принадлежность к группе первична, транссексуальность (как первого, так и второго типа) всегда вторична.

Широкая распространенность подростковой транссексуальности второго типа среди тех, кто в зрелом возрасте стал гомосексуалом (это надежно подтверждается статистикой), породила еще одну весьма своеобразную доктрину. А именно, эти факты иногда толкуют в том смысле, что транссексуальность второго типа - это "недоразвитый", "инфантильный", "латентный" гомосексуализм. Мол-де взрослые транссексуалы этого типа - недоразвитые гомосексуалы, застрявшие на "подростковой" фазе, и им надо "помочь" стать настоящими гомосексуалами; это решит их проблемы. Мужчина-"лесбиянка" должен стать голубым; считается, что он "нераскрытый", "латентый" голубой, которому якобы мешают признать это и стать полноценным голубым какие-то внутренние зажимы и фрустрации. Женщина - поклонница голубых должна стать нормальной лесбиянкой и т.д.
Конечно, это не что иное, как возрождение старой "дегенеративной" теории на новом материале. Долгое время считалось, что гомосексуалы - это недоразвившиеся, застрявшие на какой-то ранней фазе полового развития гетеросексуалы, и им надо помочь "доразвиться". Такой подход, конечно, ничем не обоснован с науч-ных и абсолютно неприемлем с гуманитарных позиций.
Спутанность представлений о транс- и гомосексуальности дает себя знать и в других моментах. Так, нейрофизиологи, изучавшие биологические факторы гомосексуальности, обнаружили, что в коре головного мозга гомосексуалов-мужчин формируются структуры с типично женскими параметрами. Но опять же, при чем тут гомосексуальность? Это явный транссексуализм. В данном слу-чае речь идет не о дилетантах, а о профессионалах, прекрасно понимающих разницу между "транс" и "гомо". Но они как бы забывают об этом.
Еще резче это проявляется у неспециалистов. Так, Пруст в первой части "Содома и Гоморры" излагает целую теорию гомосексуального влечения, целиком базирующуюся на транссексуализме. Он считает, что мужчины могут желать мужчин только потому, что они "в сущности" - женщины в мужской внешней оболочке. Он даже доходит до забавного утверждения, что, "поскольку любое существо, если оно не слишком испорчено, стремится к существу противоположного пола", описываемые им "мужеженщины" "нормально" должны любить мужчин; а если такой псевдомужчина любит женщин, он должен считаться извращенцем. Может показаться даже, что Пруст здесь описывает (едва ли не впервые в мировой литературе) феномен транссексуальности второго типа (мужчина, внутренне являющийся женщиной и любящий женщин); отчасти это действительно так. Удивительно точны слова:

"они ищут женщин, которые любят женщин… в отношениях с женщинами они играют для женщины, любящей женщин, роль другой женщины".

Большей частью, однако, это просто элементарная неразбериха, неумение четко отделить "транс" и "гомо". Только что процитированные слова искусственно вырваны нами из почти шизофренического контекста, в котором все перепутано так, что уловить ход мысли автора практически невозможно. Это тем более странно, что Пруст, сам бывший голубым (хотя и весьма специфическим), прекрасно знал парижскую гомосексуальную среду на всех ее уровнях. Он не мог, в частности, не знать, что большинство голубых всегда считали себя мужчинами и усматривать в их личности какие-то "женские" элементы можно, только насилуя факты в угоду предвзятой теории.
Аналогичные примеры можно умножить многократно. Вся эта путаница очень мешает адекватному пониманию гомосексуальности; но и самой транссексуальности, так сказать, "в чистом виде", в сексологии не очень повезло.
Больше всего проблем создает навязчивое желание сблизить транссексуальность с ее клиническим вариантом (а то и просто отождествить первое со вторым). Речь идет людях, для которых их анатомический пол является источником мучительных проблем, и до такой степени, что они готовы пойти на самоубийство, если им не будет сделана "коррекция" пола хирургическим путем (3). Разумеется, такая группа транссексуалов реально существует, но считать ее базовой для характеристики транссексуальности вообще - все равно, что делать выводы о гомосексуальности вообще, исходя из психологии гомосексуальных маньяков - педофилов или убийц.
К сожалению, такой подход к транссексуалам до сих пор преобладает в сексологии. Главным в их характеристике считается неизбывный внутренний конфликт половой идентичности, наличие "двух полов" в одном субъекте - "биологического" и "психологического". Такое представление имеет некоторые основания в действительности, но оно вносит очень большие искажения сразу в двух аспектах.
Во-первых, здесь на первый план выдвигается конфликтность "двух полов", что на самом деле совсем не обязательно. Так, большинство голубых-queen не только не страдает от своей "андрогинности", но наоборот, наслаждаются ею и ею кокетничает. Большинство лесбиянок-butch также прекрасно гармонизируют "мужские" и "женские" проявления своей природы. Девочки, любящие играть с мальчиками, как и взрослые транссексуалы второго типа, далеко не всегда комплексуют по этому поводу; иногда они даже воспринимают это с гордостью, как люди, "преодолевшие" половую ограниченность, как те, для которых доступны возможности как мужчин, так и женщин.
Во-вторых, крайне сомнительной представляется квалификация указанного конфликта как противоречия биологической и психоло-гической сексуальности. "Пол души" - это вообще чисто метафизическая конструкция, далекая от всякой научности и даже от элементарной логической ясности. Современная наука показала, что психология сексуальности (динамика сексуального возбуждения, динамика его разрядки, способ поиска и привлечения сексуального партнера и т.д.), как мужская, так и женская, как гомо- , так и гетеросексуальная, формируются очень сложным путем и в тесной связи с биологией субъекта. Отделить одно от другого практически невозможно. Транссексуалы первого типа - в сущности гермафродиты; если и говорить здесь о конфликте, то между двумя "биологическими" полами в одном человеке, а не между полом "души" и "тела". Транссексуалы же второго типа имеют сексуaльную психологию, полностью сoответствующую их биологическому полу; то что, несмотря на это, они относят себя к другой сексуальной группе, никак не меняет дела.
В действительности в обоих случаях конфликт происходит не внутри человека, а между человеком и группой; женственных голубых отвергают, не считают своими ни мужчины-гетеросексуалы, ни большинство голубых. Лесбиянки-butch чужды как натуралкам, так и большинству лесбиянок. Мужчин-лесбиянок (транссексуальность второго рода) охотно признают "за своих" натуралы, поскольку внешне они ничем от обычных мужчин не отличаются; но сами они не хотят входить в эту группу, им в ней тошно. Напротив, обычные лесбиянки отторгают их из-за мужского облика, хотя в их группу они стремятся.

Именно поэтому при квалификации транссексуальности мы исходим прежде всего из групповой принадлежности, а не психологических характеристик субъекта.
Еще один типичный пример транс-гомо путаницы в обыденном сознании - постоянные обвинения активисток феминистского движения со стороны консервативных политиков в том, что они "тайные лесбиянки". Логика обвинений проста - раз они отказываются от традиционной женской роли и добиваются прав на исполнение ролей типично мужских, они… кто же? Как называть человека, склонного выступать в облике человека другого пола? - Естественно, транссексуалом. А вместо этого кричат: "да они лесбиянки!"
Итак мы видим, что как широкая публика, так и профессионалы-сексологи сплошь и рядом путают транс- и гомосексуальность, что создает непреодолимые препятствия для адекватного понимания данных феноменов. Конечно, эту путаницу надо решительно преодолевать. Но вместе с тем, в ней есть и некий момент истины. Как мы увидим далее, транссексуальность - это просто разновидность гомосексуальности; но доказать это, так же как и четко указать специфику транссексуалов, будет очень непросто.
Если внимательно присмотреться к источнику путаницы, мы увидим, что в "наивном" определении гомосексуальности субъект влечения квалифицирован как "мужчина" (любящий мужчин) или как "женщина" (любящая женщин). А поскольку для транссексуа-лов пол субъекта неопределен ("стерт"), ибо есть определенные основания относить их к обоим полам, естественно, данное определение перестает работать. Очевидно, нужно скорректировать его таким образом, чтобы анатомический пол в нем вообще не фигурировал - иначе транс-гомо путаницу не преодолеть.
Но не меньше проблем, как оказывается, порождает и вторая часть "наивного" определения ("любящий мужчин", "любящая женщин").

____________________________
1) Далее - "queen"; остальные термины имеют ярко выраженный пижоративный оттенок. Подчеркнем, что главное отличие голубых-queen от остальных голубых состоит именно в "ощущении себя женщиной"; это не имеет прямого отношения к весьма условному делению сексуальных партнеров в голубой паре на "активных" и "пассивных".
2) Тут возникает непростая терминологическая проблема. Слово "butch" неизбежно будет создавать путаницу, ибо используется в обоих указанных смыслах. К сожа-лению, специального термина нет, поэтому мы просим читателя в дальнейшем всегда помнить, что это слово мы понимаем исключительно в смысле "лесбиянка, для которой любовь к женщине автоматически ассоциируется с восприятием себя самой как мужчины или "почти" мужчины", а не в смысле различения ролей по типу "butch/femme". Роль, в отличие от сексуальной конституции, сменить несложно; это один из главных критериев, позволяющих в каждом конкретном случае понять, идет ли речь о роли, или о чем-то гораздо более глубоком.
3) Это заставляет вспомнить язвительную фразу из фильма Бунюэля Тристана: "Что же это за наука такая, которая не может лечить, не ампутируя!"
Hosted by uCoz