2. Идентификация группы. Эндо- и экзофилия

В начале 90-х годов на российском телевидении можно было услышать забавный каламбур. Одного популярного телеведущего спросили: "Как вы относитесь к голубым?" На что последовал ответ: "Я к ним не отношусь". Этот каламбур в действительности обнажает одну существенную проблему. В самом деле, сравним два утверждения:

"Я - мужчина, гомосексуал" (1), и
"Я отношусь к группе (категории) гомосексуальных мужчин" (2).


Эти два формально тождественных утверждения на самом деле очень сильно различаются. В утверждении (1) атрибуты "быть мужчиной" и "быть гомосексуалом" рассматриваются как характеристики отдельного индивидуума; мы смотрим на конкретного человека и обсуждаем особенности его сексуальной конституции. В утверждении (2) все гораздо сложнее. Здесь неявно предполагаются следующие моменты:

а) все общество разбито на несколько четко оформленных групп (категорий), отличных по своей сексуальной спецификации;
б) среди этих групп существует оформленная и признанная (4) группа, которая называется "гомосексуальные мужчины";
в) рассматриваемый индивидуум утверждает, что он считает себя членом данной группы, то есть утверждает свою принадлежность к ней.

Таким образом, сексуальные атрибуты в данном случае приписываются не индивидууму, а группе; лишь затем каждый конкретный индивидуум решает, в какую группу он может "записаться", исходя из своих личных особенностей. При этом, естественно, у разных членов группы основания для того, чтобы быть принятыми в нее, могут отличаться, и довольно значительно.
В качестве иллюстрации вспомним хотя бы "девочку-сорванца" из предыдущего раздела. Если оценивать ее сексуальные парамет-ры только как индивидуума, никто не усомнится в ее принадлежности женскому полу. Но если взять две сексуально специфицированные группы: (1) подростки мужского пола и (2) подростки женского пола, и задать вопрос: "к какой из них она относится?", ситуация резко осложнится.
С одной стороны, по всем анатомическим и психофизиологическим параметрам она - девочка. Но для того, чтобы быть принятой в группу (2), этого явно недостаточно; нужно, чтобы ее там сочли за "свою", и чтобы сама она чувствовала себя там "своей". Но мы говорим о подростке-транссексуале второго типа; это значит, она гораздо лучше себя чувствует среди мальчиков, и они охотно допускают ее к своим играм, в свою среду. Это и значит, что она фактически включена в группу (1), то есть относится к категории "подростки мужского пола".
Отсюда следует очень важный вывод: сексуальная спецификация группы может резко отличаться от спецификации ее членов; и спецификация разных членов одной группы также может быть различной. Так, в группу (1) (для определенности предположим, что речь идет об одном учебном классе какой-нибудь школы) войдут в основном мальчики по анатомическому полу, но также, возможно, какое-то количество девочек.

Как соотносятся групповая и индивидуальная спецификации? Очевидно, что индивидуальная гораздо богаче и разнообразней; принадлежность к той или иной группе - лишь одна из характеристик человека. "В пределе", сексуальных конституций столько же, сколько людей; ибо практически невозможно найти двух человек, сексуальные особенности которых полностью совпадали бы. На-против, сексуально специфицированных групп очень и очень немного; к базовым относятся четыре, упомянутые во введении (натуралы, натуралки, голубые, лесбиянки).
Посмотрим, как работает групповая спецификация при решении некоторых проблем. Вернемся к "наивному" определению термина "голубой":

голубой - это мужчина, который любит мужчин.

Зададим вопрос: насколько точно это определение описывает предпочитаемый объект желания определенного субъекта? Разве голубые выбирают себе в качестве партнера любого мужчину? Разве таким партнером может быть натурал? Это исключено в подавляющем большинстве случаев; в поисках партнера голубой может идти в гей-бар или на какую-то другую гей-тусовку, но не к гетеросексуалам.
Наивное определение придется исправить:

голубой - это мужчина, который любит голубых.

Плохо: мы сделали логическую ошибку idem per idem, определяя понятие через себя самое. Попытаемся так:

голубой - это мужчина, который любит мужчин, которые любят мужчин, которые… и т.д. до бесконечности.

Опять логическая ошибка: теперь regressus ad infinitum, уход в бесконечность. Как же нам выкрутиться? Гораздо точнее будет:

голубой - это мужчина, который любит себе подобных.

Или, более подробно:

голубой - это мужчина, который может искать сексуального партнера только в группе себе подобных (но не вне ее).

Этот ответ - не окончательный; пока мы оставляем в определении термин "мужчина", нам не разрешить парадоксов транссексуальности.
Но нам полностью удалось избавиться от некорректности с объектом желания (точнее, SPP - полом предпочитаемого партнера). И он определен не прямо, а через групповую спецификацию - "поиск в группе себе подобных"; она носит чисто групповой характер и не имеет смысла применительностью к отдельному индивидууму.
Чтобы лучше понять специфику предлагаемого нами подхода, проведем параллель с институтами примитивных обществ. В них, как известно, всегда существовали два типа групп: экзогамные и эндогамные. Род (клан) был чисто экзогамным институтом: никто не мог вступать в брак внутри своего рода; жениться (или выходить замуж) можно было только на человеке "чужом", а не на "родном".
Возникала жесткая альтернатива: или близкий (свой, родной etc.) человек, или партнер по браку.
Полную аналогию первобытной экзогамии в отношении выбора сексуального партнера дают натуралы, разбитые на две секции (группы, рода): гетеросексуальных мужчин и гетеросексуальных женщин. Мужчина может считать "своим", "близким", "родным" только члена своей группы, т.е. другого мужчину; но искать сексуального партнера он может только среди членов другой группы (женщин). То же самое относится и к гетеросексуальным женщинам. Поэтому натуралов можно назвать экзофилами - ищущими партнера вне "своей" группы.
Но известны также эндогамные сообщества - например, первобытные племена, евреи в средневековой Европе или, скажем, индийские касты. Член касты может вступать в брак только внутри нее; точно так же, голубые или лесбиянки могут искать партнера только среди своих. Продолжая данную аналогию, назовем их эндофилами.
Все это отнюдь не схоластические изыски; эндо- и экзофилия - важнейшие характеристики сексуальной группы, определяющие многое в ее функционировании и общественном статусе. Присмотримся к ним подробнее.

В гетеросексуальном партнерстве (неважно, в браке или вне его) изначально предполагается взаимная отчужденность и непонимание (мы имеем в виду именно секс и все с ним связанное) (5). Мужчина способен понять сексуальные эмоции, радости и проблемы только другого мужчины (ибо он относится к "его" сексуальной группе), но не своего партнера ("чужака" по сексуальной спецификации, женщины). То же верно и в отношении женщин. Отсюда важнейшая функция гетеросексуальной "дружбы" - треп "о бабах" (или, соответственно, "о мужиках") в чисто мужской (женской) компании. При этом отношения между "своими" носят чисто дружеский характер - ибо гетеросексуал(ка) в принципе не может сексуально желать своего друга (подругу). Преимущество гетеросексуалов - в легкости создания монолитных однополых групп, не раздираемых сексуальными пристрастиями (которые всегда индивидуальны). В силу логики мужского доминирования наиболее влиятельные из таких групп (например, армия, церковный клир, бизнес-сообщества, наконец, мафия) - исключительно мужские. Они, как правило, не только "мачистские", но и гомофобные - ибо базовый для них принцип гетеросексуальной "дружбы" нужно поддерживать в абсолютной чистоте.
Напротив, отношения гетеросексуальных партнеров между собой всегда ущербны, ибо это отношения между чуждыми по сексу людьми. Они обязательно нуждаются в дополнительных внешних скрепах, в роли которых может выступать духовная близость, общность занятий и интересов, воспитание детей, но чаще всего - совместное управление семейным имуществом, принудительная сила закона (если речь идет о браке), в крайних случаях - деньги ("покупка" жены или мужа, лишаемых материальной независимости) и грубая сила ("попытаешься уйти - убью!").
Собственно сексуальный компонент в таких парах обычно не отличается богатством. Не понимая друг друга, партнеры просто не могут быть подлинно партнерами; они превращаются в простой объект желания один для другого. Но, поскольку хотя бы один субъект желания должен быть (иначе вообще никакого секса не останется), а два субъекта невозможны из-за изначального взаимного непонимания, всегда остается один доминирующий ("активный") субъект, а другой ("пассивный") превращается для него в инструмент получения удовольствия, в сущности - в куклу из секс-шопа (или в живой вибратор, если доминирует женщина).
Так возникает знаменитое деление на "активных" и "пассивных"; это чисто гетеросексуальное изобретение, которое многие почему-то приписывают миру голубых.
Отсюда же и нестерпимое ханжество, с которым гетеросексуальный мир утверждает, что главное в браке - это духовное общение, воспитание детей и т.д., а сексуальная сторона - дело второстепенное; на секс по традиции отводится один ("медовый") месяц, хотя брачные обеты даются на всю жизнь.

Мы не в малейшей степени не желаем подвергать здесь сомнению ценность гетеросексуальной семьи как социального института.
Поскольку наша тема - сексология, мы лишь хотели показать, что сексуальная составляющая гетеросексуальных отношений имеет много своеобразных (в том числе негативных) черт, органически ей присущих, вытекающих из самой ее природы.
Прекрасной иллюстрацией всему сказанному может служить "Анна Каренина" Толстого. Здесь очень глубоко и детально пока-заны эротические переживания совершенно различных мужчин (Вронский, Левин, Стива, Каренин), женщин (Анна, Долли, Китти) и пар (Анна-Вронский, Анна-Каренин, Китти-Вронский, Китти-Левин, Долли-Стива), в официальном браке и вне его, пошлых и трагичных, "счастливых" и "несчастных". И, что поразительнее всего - во всех этих случаях мы видим полнейшее несовпадение чувств партнеров, полную изолированность, трансцендентность мужской и женской (гетеро)сексуальности. В любой момент их отношений чувства партнеров идут по независимым траекториям: они думают о разном, чувствуют разное, оценивают происходящее по-разному. Нет не только понимания душевного состояния друг друга, не только желания проникнуть в него; у них нет даже осознания этого непонимания - настолько такая ситуация кажется им естественной и законной.

Рассмотрим теперь особенности гомосексуальных отношений, непосредственно связанные с их "эндофильской" природой. Они столь непохожи на гетеросексуальные, что кажется, мы попадаем в другой мир; они имеют очевидные преимущества, но и одновременно порождают массу проблем для людей, в них вовлеченных. Эти проблемы неоднократно отмечались (и преувеличивались) в литературе и публицистике; мы должны, однако, понять, что они реальны, и не являются лишь плодом озлобленной гомофобной фантазии.
Итак, гомосексуалы - эндофилы; это значит, что они всегда выбирают партнера из своей группы. Их партнер - их alter ego; по-этому здесь всегда возможно полноценное взаимопонимание. Скажем, для лесбиянки нет принципиальных проблем, чтобы понять другую лесбиянку, ее чувства, ее потребности, ее жизненные установки (повторяем, речь идет именно о сексе). При этом существенно, что она понимает ее не только как женщина - другую женщину (это возможно и между гетеросексуальными подругами), но именно как сексуальный партнер (реальный или потенциальный) - сексуального партнера; она может с ней не только болтать о сексе, но и чувствовать, "переживать" его, все понимая с полуслова или вообще без слов. Такое взаимопроникновение в принципе невозможно в гетеросексуальной паре.
Но есть и обратная сторона медали: избыточная восприимчивость часто осложняет совместную жизнь; иногда полезнее быть "толстокожим". Гомосексуальным отношениям изначально свойственна излишняя эмоциональность, переходящая сплошь и рядом в неврастению. Кроме того, здесь совершенно отсутствует что-либо подобное гетеросексуальной дружбе. Еще Пруст отмечал, что у голубого не может быть настоящих дружеских чувств: женщины (и мужчины-гетеросексуалы) для него - чужаки, а к другим голубым он не может относиться только по-дружески, поскольку неизбежно смотрит на них как на потенциальных партнеров. Жены гетеросексуалов не ревнуют их к их друзьям-мужчинам; но близкие подруги любой лесбиянки неизбежно вызывают ревность у женщины, с которой она в настоящий момент состоит "в паре".
Мы уже отмечали неизбежную обедненность сексуальной жизни натуралов; у голубых и лесбиянок она гораздо богаче, но это также имеет свою теневую сторону. А именно, они чаще становятся эротоманами, "одержимыми сексом"; все объективные психологические тесты это подтверждают. Но в повседневной ("практической") жизни секс, при всей своей важности, все же играет не главную роль; поэтому здесь таится опасность, которой не стоит пренебрегать.
Притчей во языцах стала нестабильность гомосексуальных связей, частая смена партнеров и т.п. Здесь бессмысленно возражать или искать оправдания; это действительно так. Причин тут много, но одна из главных - все та же легкость взаимопонимания, множащая соблазны к завязыванию все новых и новых сексуальных контактов. Гетеросексуальные мужчины и женщины, даже если они находят друг друга привлекательными, часто не могут завязать роман просто потому, что чудовищно плохо понимают сексуальные реакции друг друга.
Иногда они в глаза не видят провоцирующие намеки и жесты, не могут адекватно отреагировать на откровенное ухаживание, не в состоянии отличить пустое кокетство от действительного "пред-ложения себя". Голубые и лесбиянки, как правило, замечают такие провоцирующие жесты с полуслова, с полувзгляда и в состоянии "дешифровать" их мгновенно, не задумываясь.
Впрочем, им нет необходимости особенно комплексовать по поводу нестабильности их отношений; раз уж гетеросексуалы положили в качестве нормальной длительности сексуального партнерства один месяц, а впоследствии оно должно поддерживаться внешними скрепами, о какой сексуальной стабильности тут можно всерьез говорить? И нужно ли гомосексуалам прибегать к патентованным гетеросексуальным средствам "упрочения брака" (юридическая регистрация, общность имущества и т.д.) - большой вопрос.

Выше мы отмечали легкость, с которой гетеросексуалы (в основном мужчины) образуют корпорации. Экзофилия облегчает это, поскольку вытесняет индивидуально-пристрастные отношения между людьми (и прежде всего сексуальные) вовне; между мужчинами-гетеросексуалами, как правило, не бывает глубоко личных отношений, что облегчает объединение по безличным критериям, на основе иерархии и дисциплины (помимо уже указанных армии и церкви, это могут быть политические партии, корпоративные груп-пы и т.д.). Напротив, любой коллектив геев или лесбиянок сразу же начинает разъедаться изнутри волнами сексуального интереса и ревности. Эндофилы всегда индивидуалисты и мало пригодны для коллективного действия; максимально допустимый для них кол-лектив - это тусовка на 10-15 человек. Поэтому и испытывают такие трудности любые общественные ассоциации геев и лесбиянок; обычно это все та же "тусовка" нескольких активистов плюс некая аморфная масса "сочувствующих", то появляющихся на горизонте, то исчезающих.
С другой стороны, из-за "встроенного" в их характер индивидуализма, геи и лесбиянки в целом тяготеют к либеральным ценностям. Их не так уж сложно объединить для активного сопротивления консервативному "террору среды", но это не значит, что они должны копировать (как и в случае с браком) сугубо гетеросексуальные методы корпоративного объединения.

Последнее, на что хотелось бы обратить внимание в этом разделе - тесную связь эндофилии и кастовости (каста - самый характерный тип эндогамного сообщества). Как геи, так и лесбиянки часто склонны замыкаться в "своей" среде - подобно евреям в средневековой Европе или национальным меньшинствам (арабы, турки, латиноамериканцы) в гетто крупных западных мегаполисов.
Поскольку их личная жизнь, поиск партнера и т.п. возможны только в рамках их секс-группы, в рамках локального gay- или lesbian-сообщества, они начинают придавать ему очень большое значение, в том числе в тех сферах жизни, где для этого нет никаких оснований. Контакты вне своей среды (профессиональные, в сфере досуга и развлечений) им начинают казаться слишком холодными и пресными. Путешествуя в другие страны, они часто стремятся не в музеи и другие интересные места, а прежде всего в гей-бар или на гей-дискотеку. Они охотно принимают предложения о работе, деловом сотрудничестве, даже если они совершенно не интересны с точки зрения профессиональной, но исходят от "своих". И так далее, и тому подобное.
Кастовость может стать настоящим бичом нарождающего сейчас оформленного gay-lesbian сообщества. Заметим, что европейские евреи в XIX-XX вв. преуспели в значительной мере потому, что преодолели этот соблазн. Это проницательно отмечал еще в начале XX века Пруст (который сам был и гомосексуалом, и евреем):

"Этих людей… тьма, да и сами они скорее сетуют на то, что их много, чем на то, что их мало. Двух ангелов, поставленных у врат Содома, чтобы узнать… точно ли содомляне поступают так, каков вопль на них, Господь - чему, впрочем, можно только порадоваться - выбрал опрометчиво; лучше бы он поручил это кому-нибудь из содомлян. Такого рода оправдания: "Я отец шестерых детей, у меня две наложницы" и т.д. - не смягчили бы его и не заставили бы опустить пламенный меч; он бы ответил: "Да, и жену твою мучает ревность. Но даже когда ты не ищешь для себя женщин в Гоморре, ты проводишь ночи с пастырем стад Хевронских". И он тотчас же вернул бы его в город, обреченный на истребление огненным и серным дождем. А вышло не так: всем не утратившим стыда содомлянам дозволено было бежать, и даже если они, увидев юношу, оглядывались, подобно жене Лота, то не были за это обращены, как она, в соляные столпы.
И произошло от них многочисленное потомство, у которого это движение вошло в привычку… Эти потомки содомлян, столь многочисленные, что к ним приложим стих из Библии "Если кто может сосчитать песок морской, то и потомство твое сочтено будет", распространились по всей земле… Во всех странах они образуют особую колонию, просвещенную, музыкальную, злопыхательствующую, отличающуюся обвораживающими достоинствами и несносными недостатками… Но нам хотелось бы сказать, что не менее пагубно, чем поощрение сионистского движения, будет намерение создать движение содомистское, заново отстроить Содом. Содомисты не успеют приехать в этот город, как сейчас же выедут оттуда, чтобы их не принимали за постоянных его жителей, в другие места… где к их услугам будут все заманчивые для них виды развлечений. Они будут наезжать в Содом только в случае крайней нужды, когда их города опустеют, в такие времена, когда голод гонит волка из лесу вон, - словом, все будет, в общем, обстоять так же, как обстоит и теперь в Лондоне, в Берлине, в Риме, в Петербурге, в Париже".


Пруст не упустил почти никого из класса гомосексуальных мужчин - обычных голубых, бисексуалов ("две наложницы"), и даже транссексуалов второго типа ("ищущих женщин в Гоморре"). Может быть, и в самом деле, не стоит отстраивать Содом заново? Сейчас, когда gay-lesbian сообщество все больше "выходит из чулана", этот вопрос становится особенно актуальным. Идет массовое создание не только гомосексуальных субкультур, но и гомосексуальных субструктур - издательских, творческих, деловых, консультационных, чуть ли не политических. Но в конце концов, объединение в жесткие оргструктуры - типичное свойство гетеросексуалов. Может быть, геям и лесбиянкам не следует копировать гетеросексуальные общественные структуры, как и в своих партнерствах - подражать гетеросексуальному браку? Не грозит ли это утратой собственной идентичности?
Излишне говорить, что мы не даем никаких рекомендаций - мы лишь предлагаем вопрос для обсуждения.

_____________________
4) Признанная в том смысле, что большинство знает о ее существовании и практически использует при отнесении конкретного человека к той или иной категории. В этом смысле, например, группа "циклотимиков по Кречмеру" не является общепризнанной, поскольку о ее существовании знают только профессиональные психологи.
5) Это очень широкая сфера человеческой жизни - к ней относится любовь, ревность, выбор партнера, способ организации совместной жизни, отношение к детям, ну и, конечно, собственно секс.
Hosted by uCoz