3. Бисексуальность

Бисексуальность представляет для современной сексологии ничуть не меньшую проблему, чем транссексуальность, хотя совершенно иного рода. Когда говорят о транссексуалах, более или менее понятно, о каких людях идет речь; трудность возникает лишь при попытке дать им точное определение и "вписать" в сетку общепринятых сексологических категорий. Напротив, бисексуалы - это просто какой-то неуловимый Протей современной сексологии; о них все говорят, но все попытки их "вычислить" и описать как некую специфическую группу оказываются безуспешными.
Согласно ходячему представлению, бисексуал - это человек, который индифферентен к полу потенциального партнера, и одинаково легко может вступать как в гомо-, так и в гетеросексуальные связи (другими словами, его SPP, пол предпочитаемого партнера, полностью неопределен). Нетрудно видеть, что такая дефиниция не дает никакой положительной спецификации личности, не описывает никаких ее качественных особенностей: пока бисексуал имеет партнера противоположного пола, он, как считается, ничем не отличается от натурала; все остальное время, когда его партнер - его пола, он считается ничем не отличающимся от гомосексуала.
Все сводится к чисто количественному соотношению гомо- и гетеросексуальных партнеров в тот или иной отрезок времени, а бисексуальная личность подается в основных трех ипостасях:
1) как утонченный распутник, не желающий отказываться ни от гомо-, ни от гетеросексуальных удовольствий;
2) как Буриданов осел, который никак не может понять, какая из двух охапок сена ему больше нравится;
3) как человек "переходной формации", уже переходящий к гомосексуальности, но еще не порвавший полностью с тяжелым гетеросексуальным прошлым (6) (или, что бывает гораздо реже - наоборот).

Разумеется, все это несерьезно; поэтому практически все исследователи делают в итоге вывод, что можно говорить лишь о бисексуальном поведении, но не о бисексуальной личности. Опять все то же: "нет человека - нет проблемы".
Постараемся разобраться в этом чуть подробнее. Для "вычисления" бисексуалов в массовых психологических обследованиях обычно использовались традиционные тесты, которые измеряли, конечно, не бисексуальность, а просто относительную частоту гомо- и гетеросексуальных связей у испытуемого и их субъективную значимость для него. Есть известная шкала гомо/гетеро, где оценка может меняться от 0 (полная гетеросексуальность) до 6 (полная гомосексуальность). У подавляющего большинства мужчин промежуточные уровни (3 или хотя бы 2 и 4) отсутствуют, в связи с чем исследователи делали вывод, что мужчин-бисексуалов не существует в природе. Среди испытуемых женщин, напротив, почти всегда присутствует устойчивая (хотя и небольшая) группа со "средними" значениями шкалы. Но при интерпретации этого результата все сразу вспоминали знаменитую "диффузность" женской сексуальности. Ее толковали в том смысле, что женщина, даже испытывая сильное сексуальное влечение к кому-то, часто не отдает себе в этом отчета, и наоборот, считает, что ей кто-то ужасно нравится, хотя объективные замеры, если бы они были возможны, показали бы полное отсутствие сексуального возбуж-дения.
Таким образом, некоторая часть женщин просто по закону больших чисел должна была получать средние оценки по шкале гомо/гетеро - или из-за того, что они занижали частоту и значимость связей одного типа, или из-за того, что завышали соответствующие показатели по другим. А иногда эта "диффузность" прямо трактовалась как неспособность разобраться в себе, понять, лесбиянка ты или натуралка - то есть использовалась упомянутая выше модель "Буриданова осла".

Окончательный вывод был тот же самый, что и по мужчинам - "не существует бисексуальных женщин, есть лишь бисексуальное поведение у натуралок или лесбиянок, вызванное какими-то внешними причинами, деформирующими нормальное для них поведение".
Но здравый смысл, да и просто жизненный опыт людей, близко знающих гомосексуальную среду, показывает, что что-то тут не так.
Может быть, бисексуалов не удалось обнаружить из-за того, что их не там искали? Может быть, методика статистического анализа в данном случае просто непригодна? Почему у определенной части голубых и лесбиянок с завидной периодичностью наблюдается совершенно спонтанное (не навязанное давлением среды) бисексуальное поведение? Почему в некоторых гомосексуальных парах один партнер ревнует другого к лицам противоположного пола?
Чтобы лучше разобраться во всем этом, следует оторваться от статистических отчетов и взглянуть на проблему с более широкой точки зрения, приняв во внимание историческую традицию и некоторые универсальные факторы современной цивилизации; это позволит "почувствовать" феномен бисексуальности качественно, а не количественно.
Обратимся сначала к античности. Одной из самых популярных тем в греческих и римских риторических школах был сравнитель-ный анализ достоинств и недостатков любви "к женщинам" и "к мальчикам" (вспомним хотя бы "Две любви" Лукиана). С точки зрения культурологии тут все ясно: любовь в древности всегда понималась по схеме субъект-объект, любящий-любимый; никако-го равенства ("партнерства") не было и в помине. Но отсюда почти автоматически возникает бисексуальность; если личность "объекта любви" совершенно не важна, если он лишь пластический объект, "воск в руках" активного партнера, то в принципе не имеет значения и его пол. Главное - это собственное удовольствие; а от кого оно получено, совершенно неважно. Точнее, важно, но лишь в "техническом" смысле: с мальчиком (а точнее, "из мальчика") это удовольствие извлекается иными методами, чем из женщины. Вот тут-то и открывается простор для риторики: мальчик хорош тем-то и тем-то, но плох в том-то и том-то; женщина хороша … и т.д. на 20-30 страниц современного текста.

Вы можете представить себе, чтобы современному человеку - неважно, гомо- или гетеросексуалу, - предложили такую тему для дискуссии? Абсурд. Гетеросексуальные мужчины "в курилке" могут сколько угодно обсуждать достоинства и недостатки молоденьких и опытных в сексе женщин, стройных и полных, белых, негритянок и филиппинок, даже совершеннолетних и несовершеннолетних; но попробуйте попросить их сравнить достоинства секса с женщиной и с мужчиной! Реакция будет совершенно однозначной: "ты что, спятил?" Примерно так же отреагируют голубые: "Секс с женщиной? А что это такое?"
Античная бисексуальность для современного человека невоз-можна именно потому, что для него партнер - именно партнер, а не просто "объект", то есть его личность и его переживания не менее важны, чем твои собственные. Это сопоставление очень важно, потому что характеризует бисексуальность качественно (а не просто как некую "смесь" или некоторое "промежуточное" состояние между гомо- и гетеросексуальностью). Как гомо-, так и от гетеросексуалы имеют вполне определенного партнера; им важно, что это гетеросексуальный мужчина или женщина, голубой или лесбиянка. Другими словами, важна сексуальная конституция партнера, его собственные сексуальные устремления. Для "би", как античного, так и современного, это все должно нивелироваться, иначе он не был бы "би". Как и почему это было возможно в древности - понятно; но как это возможно сейчас?
Чтобы понять это, нам нужно обратиться к некоторым сугубо современным социально-психологическим реалиям; они способны многое объяснить в специфике нынешней бисексуальности. Мы рассмотрим лишь три тесно связанных между собой феномена, имеющих самое прямое отношение к рассматриваемой теме: унисексуализацию, вуайеризм и нарциссизм.

Унисексуализация

Пока многие исследователи были озабочены поисками мифического "третьего пола", в реальной жизни под угрозой оказалось существование даже традиционных двух. Мода "unisex", распространение которой приняло взрывной характер с 60-х годов XX в., не ограничилась только одеждой. Женщины и мужчины, особенно молодые, становятся все более похожими друг на друга во всем: они одинаково одеваются, одинаково едят и пьют, ходят в одни и те же места развлечений, одинаково танцуют, одинаково курят гашиш и колются, одинаково занимаются сексом. Это не преувеличение: бурное развитие порноиндустрии и секс-шопов стерли почти всякое принципиальное различие в технике секса мужчин и женщин, гетеро- и гомосексуалов. Фелляция и анальный секс давно перестали быть привилегией голубых, куннилингус и "работа руками" - лесбиянок. Как выразилась героиня Шэрон Стоун, открытая бисексуалка, в культовом фильме начала 90-х "Основной инстинкт", "мне нравилось, как Джонни работает руками…". То же мы видим, но уже не на словах, а на деле, в фильме Антониони "Идентификация женщины". Все более совершенные вибраторы и фаллоимитаторы, психоделическая музыка и освещение, относительно дешевые наркотики превратили то, что раньше называлось "заниматься любовью" в некое театральное действо, где два партнера любого пола могут легко изобразить для себя самих свидание двух женщин, двух мужчин, мужчины и женщины. И теперь даже те, кто никогда ранее в подобные "штучки" не играл, не могут не чувствовать, что они как бы играют, или точнее, что "их" и "через них" играет кто-то другой. Не могут, потому что смотрят те же фильмы, ходят в те же дискотеки, читают те же иллюстрированные журналы и ту же современную прозу.

Вуайеризм

Это тоже универсальный процесс. Сегодня смотрят (прежде всего на ТВ) футбол, ток-шоу и секс гораздо больше людей и гораздо чаще, чем играют в футбол, участвуют в общественных дискуссиях и занимаются сексом. Открытый еще Аристотелем парадокс театра (7) гласит, что тот, кто смотрит, вполне реально участвует в том, на что смотрит; но когда умирает герой, в нем умирает лишь желание непосредственно отдаваться тем же страстям. Тот, кто часто смотрит секс (а кто его сейчас не смотрит - он смотрит на нас отовсюду, начиная с рекламных плакатов и роликов), невольно становится вуайеристом. Как говорила все та же героиня все того же фильма про свою любовницу, "ей нравится смотреть… и я знаю, что она на меня смотрит".
Но давно подмечено: тот, кто смотрит - а еще больше тот, кто любит смотреть, - видит лишь себя, свои собственные чувства. Так вуайеризм почти автоматически приводит к нарциссизму.

Нарциссизм

Нарциссизм - это кульминационная фаза всего рассматриваемого процесса. В отношении секса он означает, что человек полностью погружается в собственные ощущения и перестает чувствовать партнера. Между ними возникает прозрачная стена, незримая, но совершенно непробиваемая. Точнее, он прекрасно видит и чувствует партнера, но не как участник эротического действа, а как тот, кто наблюдал бы за ними сквозь объектив видеокамеры. Партнер не превращается в объект, как в античности; но секс с партнером превращается в объект самонаблюдения и самолюбования. Вспомним еще раз Кэтрин и Рокси из "Основного инстинкта": "ей безумно нравится смотреть, как я занимаюсь любовью с мужчинами, а мне нравится при этом сознавать, что она на меня смотрит". Так с кем же при этом реально занимается любовью Кэтрин? С партнером? С самой собой? Да ни с кем: она смотрит. Она не мастурбирует и не фантазирует; она нарциссирует. Весь фильм. Как и его зрители.
Вот ответ на вопрос: как возможна бисексуальность в наши дни. Через нарциссизм, ибо объектив камеры не имеет пола, а именно с объективом и совершается в данном случае сoitus.
Мы находимся в самом ответственном месте нашего анализа; именно здесь спрятана опасная ловушка (в которую, в частности, угодил Фрейд). Объектив - нечто бесполое, асексуальное. Асексуально и все остальное рассмотренное выше "технологическое оборудование" - фаллоимитаторы, порнокассеты, сексонастраивающее музыкальное сопровождение, гашиш и т.п. Нарциссизм сам по себе приводит не к би- и даже не к моносексуальности (унисексуализации), а к дозированной асексуальности, резкому ослаблению "встроенного" в субъект сексуального влечения. Это влечение вытесняется "театром", имитацией; для этого и нужен весь описанный нами "реквизит". Нарциссический секс отнюдь не би-сексуален, он нуль-сексуален, нарциссист - это "zerosexual".
Очень важно понять, что нарциссист концентрируется ("фиксируется") отнюдь не на себе, как участнике сексуальной сцены, а на себе, как наблюдающем картину своего соития с партнером. В этом и состоит главная ошибка фрейдовской теории гомосексуальности, согласно которой нарциссизм - ее главный источник; поскольку нарциссист концентрируется на себе, у него якобы закрепляется влечение к своему полу. В действительности, как мы вскоре увидим, связь нарциссизма с гомосексуальностью прямо противоположная. Сейчас лишь отметим, что, поскольку нарциссист фиксируется на том, чтобы смотреть, а не на том, чтобы самому участвовать, он фактически превращает в "машину для наслаждения" не только партнера (как античный бисексуал), но и самого себя, как непосредственного участника сексуальных отношений (и отнюдь не только "постельных").
Но что же получается? Мы сказали, что нарциссизм - источник бисексуальности; но тут же оказалось, что это всего лишь источник нуль-сексуальности. Именно так; бисексуальность возникает на следующем этапе анализа, как только мы попытаемся связать нарциссизм с гетеро- и гомосексуальностью.
Все дело в том, что нарциссист, как бы он ни старался, все равно не может превратиться в полностью отстраненного зрителя; он одновременно и смотрит, и участвует в сексуальном действе.
А раз он участвует (хотя и в ощутимо "отстраненном" варианте) в реальной сексуальной сцене с реальным партнером, он остается живым человеком со всеми присущими ему атрибутами; в том числе у него есть определенная сексуальная конституция. Он мужчина или женщина, он гомо- или гетеросексуал. И взаимодействие нарциссизма с психологией субъекта существенно зависит от этого субъекта; в частности, нарциссизм у гомосексуалов приводит к совершенно иным последствиям, чем у гетеросексуалов (в гораздо меньшей степени здесь влияют различия между мужчинами и женщинами). Нарциссизм по-разному взаимодействует с субстратом, на который он накладывается.

Как мы видели в предыдущем разделе, главная особенность гетеросексуальный отношений состоит в их экзофилии; партнеры внутренне чужды друг другу; они большей частью не понимают, не могут понять, да и не стремятся понять сексуальные ощущения друг друга. Главное - чтобы каждому по отдельности было хорошо, чтобы каждый получил удовлетворение, а какие бури (или, напротив, штили) происходят при этом в душе - его сугубо личное дело. Но это как раз полностью соответствует нарциссической установке; раз чувства партнера мне безразличны, а важен лишь результат (удовлетворение), исчезает всякое реальное сопротивление нарциссизму. Оба партнера при желании могут нарциссировать, другая сторона это даже не почувствует.
Таким образом, нарциссизм не вносит ничего принципиально нового в гетеросексуальный секс; он способствует лишь большему артистизму, "технологизму", "изысканности" сексуальной техники. Весь взрыв сексо-порно-индустрии с ее многомиллиардными оборотами во второй половине XX в. как раз и обслуживал основного потребителя на рынке - гетеросексуалов. Вопреки мнению консервативных политиков, это укрепляло и интенсифицировало именно гетеросексуальные отношения, делало их более разнообразными и привлекательными.
Разумеется, при этом провоцировалась и некоторая "бисексуальность", сходная с античной. Раз партнер становится как бы безразличным, и это четко осознается, а смотрящему всегда требуется разнообразие ощущений, в это разнообразие, естественно, входят и люди иного пола, чем предпочитаемый партнер (в данном случае, поскольку мы говорим о гетеросексуалах - партнер своего пола). Возникает своеобразный "наведенный", "индуцированный" гомосексуализм, надстраиваемый над гетеросексуальной основой, которая никуда не исчезает. Получается как бы многослойный бутерброд: базовая гетеросексуальность, на которую, как на хлеб, для "полноты вкусовых ощущений" намазывается всего понемножку - немного гомосекса, немного садо-мазо, немного группового секса, немного (в особо пикантных вариантах) секса с малолетками и т.д. Именно так выстраивается набор сюжетов на большинстве порнокассет. Важно понять, что в данном случае нет никаких колебаний между гетеро- и гомосексуальной ориентацией; ориентация остается абсолютно гетеросексуальной. Здесь нельзя даже говорить о бисексуальном поведении (оно предполагает четкое осознание альтернативности, наличия двух равнозначных вариантов поведения, без подчинения одного другому, или, как сказали бы грамматисты, сочинительную, а не подчинительную связь). На самом деле это не бисексуальность, а поливалентность, разнообразие форм реализации гетеросексуального в своей основе влечения.

Совсем иное дело - нарциссизм гомосексуальный. Здесь склонный к отстраненности, к "уходу в себя" партнер сразу воспринимается как неадекватный. "Ты сегодня какой-то странный (какая-то странная), я тебя не чувствую!" Для гомосексуала не чувствовать партнера - значит лишиться 90 % собственного удовольствия. Это касается отнюдь не только "постельных" отношений (хотя здесь все проявляется особенно отчетливо). Партнер, "не дающий себя почувствовать", воспринимается просто как тот, кто "не хочет отдаться"; он сразу сбивает все возбуждение у другого. В гетеросексуальных парах такое бывает крайне редко, здесь динамика возбуждения партнеров почти независима (что и объясняет, почему были истрачены миллионы тонн бумаги на печать пособий для гетеросексуалов по достижению "одновременного оргазма").
Для иллюстрации этого различия можно привести известную сцену из фильма Бергмана "Из жизни марионеток". Героиня фильма, типичная гетеросексуалка, находясь в раздерганных чувствах, разговаривает со своим очень близким другом - голубым. Тот искренне ей сочувствует, начинает, в свою очередь, "изливать" свои проблемы, хотя и очень сдержанно и корректно. Между ними, кажется, возникает очень близкое человеческое взаимопонимание. Он прикладывает ей руку к щеке и спрашивает: "Ты чувствуешь мою руку?" - Она кивает: "Да". И тогда он спрашивает: "Но ты чувствуешь, что это моя рука?" - И она молча делает отрицательный жест головой: "Нет".
Типичный вопрос гомосексуала - и типичный ответ гетеросексуала. Даже на бытовом уровне, когда речь вообще не идет ни о каком сексе, когда просто перемывают косточки общим знакомым, там, где гетеросексуал скажет "я его (ее) толком не знаю", гомосексуал скажет "я его (ее) не чувствую". Только не нужно из этих чисто психологических различий делать оценочные (в частности, морально-оценочные) выводы. То, что гомосексуалы "чувствуют" партнера, а гетеросексуалы - нет, вовсе не означает, что последние - черствые эгоисты. Даже при самой нежной и глубокой привязанности и при самой страстной любви гетеросексуалам просто нет необходимости "вчувствоваться" друг в друга. Напротив, гомосексуалам, даже при самом пошлом варианте их отношений (типа "минета в туалете") это необходимо. Иначе у них, грубо говоря, просто "не встанет", а если какое-то подобие возбуждения и возникнет, будет ощущение "секса с дуплом". Гетеросексуалов же это совершенно не тревожит.

Таким образом, гомосексуал, склонный к нарциссизму, неизбежно воспринимается своей гомосексуальной группой (голубой или лесбийской) как нечто странное, как нечто не вполне "свое". Если в гетеросексуальной группе нарциссисты никак не выделяются в особую подгруппу, то в гомосексуальной это неизбежно происходит. А поскольку действие нарциссизма на психику идентично в обоих случаях и выражается прежде всего в поливалентности влечения при неизменной его базе ("подкладке"), нарциссист-гомосексуал - это прежде всего бисексуал. Только здесь дело не ограничивается поливалентностью; происходит обособление в отдельную подгруппу поливалентных гомосексуалов, то есть людей, явно предпочитающих партнеров своего пола, но в то же время не испытывающих никаких принципиальных проблем с партнерами другого пола. А это значит, что в данном случае можно говорить уже не только об отчетливом бисексуальном поведении, но и об особом типе сексуальной конституции - бисексуальной личности.
Предварительный итог нашего исследования мы могли бы сформулировать так: бисексуал - это обязательно гомосексуал (бисексуальных гетеросексуалов не бывает); но это гомосексуал, для которого в принципе вполне допустимы и гетеросексуальные контакты. Именно здесь (по атрибуту "в принципе допустимы") и проходит водораздел. Всем известен психологический феномен, называемый "барьером установки"; если человек принял для себя какую-то установку, то, чтобы сломать ее, противодействующий стимул или противодействующее давление должны быть не ниже определенного уровня (этот уровень и определяет "высоту" барьера). Как гомо-, так и гетеросексуалы имеют такой барьер по отношению к своему SPP, полу предпочитаемого партнера. Когда гетеросексуальной женщине (шутки ради или всерьез) начинает делать авансы другая женщина, прозрачно намекая на физическую близость, та не сразу может понять, о чем речь; ей нужно сделать внутреннее усилие, чтобы вообще поставить вопрос в такой плоскости, чтобы хотя бы спросить себя: а могу ли я иметь секс с этой женщиной? Потом она уже может прикидывать, как ей лучше оценить такое предложение, как разумнее себя вести (возмутиться, отшутиться, согласиться только на словах или всерьез и т.д.). Но сначала нужно сломать установку, отбросить презумпцию, что ее сексуальным партнером может быть только мужчина.
Типичная лесбиянка, если с ней часто любезничает гетеросексуальный мужчина, особенно если он ведет себя интеллигентно, может вообще не заметить, что она для него сексуально привлекательна - ведь она совершенно не привыкла ассоциировать секс с мужским обликом. Когда потом знакомые ей говорят: "слушай, а такой-то на тебя просто запал" - она сначала не понимает, о чем речь, а потом начинает соображать: "черт, а ведь в самом деле…". Сама мысль о возможном сексе с мужчиной вызывает у нее оторопь и "инстинкт бегства" - работает все тот же барьер установки.

Исходя из сказанного, мы можем дать следующее определение:

Бисексуал - это гомосексуал, у которого барьер установки в отношении SPP резко понижен против среднего уровня в группе (8) или вообще отсутствует.

Нам осталось лишь разобраться, насколько тесно бисексуальность связана с нарциссизмом, а сам нарциссизм - с отмеченными выше социально-психологическими феноменами XX в. То, что эти феномены (унисексуализаця, вуайеризм, развитие секс-индустрии) прямо стимулируют нарциссизм, совершенно очевидно (9). Но конечно, он может иметь и другой источник. Нарциссические наклонности часто наблюдаются у интеллектуалов и лиц творческих профессий; у тех, кто в детстве был "баловнем" в семье (обычно это младшие сестра или брат), ну и, конечно же, в актерской среде (актер не-нарциссист часто просто профнепригоден). Давно отмечено, что у актеров (да и в художественной богеме) гомосексуальность очень часто встречается в бисексуальной форме. Точных данных на это счет, к сожалению, нет; автору приходится опираться в основном на личные наблюдения и скандальную хронику. Данные массовых сексологических обследований тоже не помогают, поскольку, как уже отмечалось, группу бисексуалов пытались при этом позиционировать где-то между гетеро- и гомосексуалами, вместо того, чтобы искать их как специфическую подгруппу среди последних. Способствуют ли бисексуальности другие психологические особенности личности, кроме склонности к нарциссизму? Скорей всего, да; но выявить их можно будет лишь на основе надежных эмпирических данных, которые пока отсутствуют. Отметим, однако, что связь нарциссизма с бисексуальностью, скорее всего, двусторонняя. Трудно представить себе настоящего бисексуала без определенного дистанцирования от партнера, без сосредоточения внимания на собственных эмоциях, без некоторой "эстетской холодности" в отношениях. А это и значит - быть нарциссистом.

____________________
6) Веничка Ерофеев сказал бы: "полностью, но не окончательно".
7) Греческое слово "театр" - это производное от глагола theoreo, "внимательно разглядываю".
8) Указание на средний уровень важно, ибо этот уровень может колебаться в различных гомосексуальных группах в довольно широких пределах. В частности, у голубых, в связи с общей ригидностью мужской психологии, он гораздо выше, чем у лесбиянок.
9) Важно, однако, не забывать, что основы сексуальной конституции (в том числе, надо полагать, и будущей бисексуальности) складываются уже к 3х-летнему возрасту. Поэтому перечисленные факторы нужно рассматривать как способствующие развитию и закреплению бисексуальности, а не как формирующие ее в буквальном смысле. Если человек с детства не был к этому предрасположен, нарциссизм современной массовой культуры не окажет на него особого влияния.
Hosted by uCoz