6. Схемы и реальность

Предложенная выше схема сексологических категорий, на наш взгляд, позволяет устранить многие логические противоречия и лучше понять суть сексуальной конституции би- и транссексуалов. Вместе с тем, как и любая схема, она вынужденно не учитывает многие обстоятельства реальной жизни и поэтому требует большой аккуратности при применении к конкретным людям и конкретным ситуациям.
Имеет смысл заранее уточнить границы ее применимости. Некоторые из этих границ вполне очевидны, и будут сейчас рассмотрены; возможно, существуют и другие, которые обнаружатся при дальнейших исследованиях би- и транссексуальности (пока их крайне мало).

1. Атипичное поведение
Атипичным мы называем сексуальное поведение, не соответствующее сложившейся сексуальной конституции человека. В реальной жизни оно встречается очень часто, и может быть вызвано самыми различными причинами. Широко известен, например, феномен "женатого голубого". Такой человек может вступать в брак по самым разным мотивам, и нередко этот брак вовсе не является фиктивным. Если судить о его поведении чисто статистически (по относительной частоте фактических гомо- и гетеросексуальных контактов за какой-то период), его можно счесть бисексуалом, а иной раз даже и гетеросексуалом; но совершенно очевидно, что на самом деле он остается голубым.
Этот пример убедительно показывает, что ни в коем случае нельзя делать заключение о сексуальной конституции только исходя из фактического сексуального поведения (в этом, кстати, один из главных методологических пороков традиционного определения бисексуальности).
Есть еще более явные примеры такого рода - поведение человека в местах лишения свободы, воинской части, закрытом учебном заведении, монастыре и т.п., где налицо прямая половая сегрегация. Тут все очевидно.
Для гомосексуалов очень важны моменты внешней и внутренней стигматизации. Преуспевающий бизнесмен по сути обязан иметь семью, обязан посещать закрытые клубы, в которых само собой разумеются развлечения с проститутками и т.д. Если он голубой, он вынужден имитировать все это - иначе его имиджу, его деловым связям (нередко налаживаемым как раз в закрытых клубах) будет нанесен непоправимый ущерб.

Внутренняя стигматизация - это антигомосексуальные психологические фрустрации. Многим голубым и лесбиянкам не удается от них избавиться, даже если они открыто заявляют, что не видят в своей ориентации ничего "неправильного". В том, как держатся на публике люди, совершившие "coming out", часто проскальзывают невротические черты - они повышают голос, держатся подчеркнуто независимо или подчеркнуто развязно; они бывают похожи на пьяного, который, чтобы имитировать трезвость, шагает с преувеличенной твердостью. Разумеется, все это не может не приводить к неадекватному сексуальному поведению.
Но существуют и другие, менее очевидные, но не менее мощные психологические факторы, которым обычно не уделяют должного внимания. Очень часто, даже не испытывая никакого внешнего давления и внутренних фрустраций, человек ведет себя вовсе не так, как ему хочется. Как сказал однажды Камю,

"труднее всего нам бывает отказаться как раз от того, в чем мы не нуждаемся"

Вполне сложившаяся лесбиянка может иногда пойти на сексуальный контакт с мужчиной по самым разным психологическим мотивам - "из дружеского сочувствия (сострадания)"; из вдруг возникшего желания "что-то доказать" другим или самой себе; из-за "вынужденного простоя"; из желания кого-то разозлить или заставить ревновать; из-за общей разочарованности в жизни; из праздного любопытства; из-за того, что потом, наедине с собой называют "по глупости".
Наконец, не следует забывать и случаев простой материальной выгоды (желание получить должность, работу, поддержать деловые связи и т.п.). Очень многие сексуальные контакты имеют более или менее ощутимый налет "проституирования", и не следует по этому поводу ханжески заявлять: "Я - никогда!"
Реальная жизнь, сотканная из бесчисленных противоречий, как видим, делает атипичное поведение весьма распространенным, а обнаружение подлинной сексуальной конституции человека - порою очень непростым делом.

2. Асимметрия
Нетрудно видеть, что схемы и определения, проведенные в 4-м разделе нашей работы, абсолютно симметричны к оппозиции "мужское-женское". Все, что касается лесбиянок, зеркально отражает то, что касается голубых, и наоборот. Мы вынужденно пошли на это, чтобы не усложнять основную конструкцию; но поскольку в реальной жизни, напротив, господствует асимметрия, нам необходимо рассмотреть связанные с ней последствия.
Здесь важны в первую очередь два момента: (1) психофизиологические (биологические) различия мужской и женской сексуальности и (2) различия в социальном статусе мужчин и женщин (и шире - всего "мужского" и "женского") в обществе. В конце концов, не следует забывать, что все без исключения общества в человеческой истории, о которых имеются более или менее достоверные сведения, были основаны на доминировании мужчин.
Нашу задачу существенно облегчает то обстоятельство, что факторы данного рода уже были многократно описаны в литературе - как научной, так и художественной, публицистической etc. Поэтому мы затронем лишь их влияние на специфику женской и мужской би- и транссексуальности.
Женская психология гораздо гибче и пластичнее, чем мужская; поэтому и границы между группами у женщин часто размыты и трудноуловимы. Поскольку "классические" лесбиянки далеко не так склонны к жесткому самоконтролю, как "классические" голубые, они очень часто кажутся бисексуалками, вовсе не будучи ими по существу. Для женщин "порог установки" вообще гораздо ниже, чем для мужчин, и лесбиянки соответственно гораздо реже "шарахаются" от мужчин, чем голубые - от женщин. Напротив, у мужчин этот порог завышен, и поэтому фактический бисексуал часто может казаться классическим голубым (особенно для людей, знающих его поверхностно).
Весьма асимметрично и такое явление, как унисексуализация. Из-за доминирующего положения мужчин в обществе любая "мужская" атрибутика символизирует для женщин повышение общественного статуса, тогда как "женская" для мужчин - его понижение. Многие гетеросексуальные женщины, добившиеся успеха в бизнесе, политике, общественной деятельности и т.д., часто держатся "по-мужски"; это касается одежды, прически, использования косметики, манеры говорить, вести себя в мужском обществе и многих других повседневных мелочей. Напротив, гетеросексуаль-ные мужчины, ведущие себя "по-женски", практически отсутствуют. Так называемая мода "унисекс" вовсе не сбалансиро-ванна по признаку пола, как можно подумать, исходя из ее названия; она имеет отчетливый сдвиг в "мужскую" сторону. Поэтому несравненно чаще можно увидеть женщин, одетых почти как мужчины, чем мужчин, одетых почти как женщины. Все это прямо влияет на то, что мы назвали сексуальной экстериоризацией. "Игра в смену пола" весьма распространена среди гомосексуалов всех типов, но из-за указанных причин гораздо реже можно встретить классических голубых, "стилизующих" себя под женщину, чем классических лесбиянок, играющих в butch. Более того, даже среди транссексуалов 1-го типа, для которых виртуальная смена пола - уже не игра, а внутренняя потребность, сказывается давление фактора асимметрии: голубые-queen в гетеросексуальной среде (например, на работе) нередко стараются подавлять органически присущие им женственные манеры, использовать в одежде и прическе нормальный мужской стиль, хотя и чувствуют себя при этом весьма некомфортно. Таких проблем в принципе не может быть у настоящих butch.
В результате создается впечатление, что "трансов-1" среди лесбиянок гораздо больше, чем среди голубых. На lesbian-тусовках женщин, имеющих "типично женский" вид, почти нет; численно всегда преобладают использующие откровенно "мужской" стиль в одежде, прическах и т.д. Если всех их скопом записать в butch, получится, что "классических" лесбиянок очень мало. А если учесть сказанное выше насчет кажущейся "бисексуальности" большинства лесбиянок, можно подумать, что таковых нет вообще. На самом деле, если учесть искажающее влияние факторов асимметрии, доля "подлинных" би- и транссексуалов у лесбиянок едва ли выше, чем у голубых.

3. Экзистенциальные факторы
Серьезные коррективы в сексуальное поведение человека (порой искажащие его до неузнаваемости) могут внести так называемые экзистенциальные факторы. Как правило, они связаны с событими, приводящими к глубокой ломке самосознания и всего внутреннего мира человека, и ощущаемыми как личная трагедия.
Наиболее изученный в сексологии тип таких воздействий - сексуальное насилие в подростковый период. В таких случаях нормальный сценарий формирования идентичности (неважно, гетеро- или гомосексуальной) резко прерывается; возникающие при этом фрустрации могут сказываться весьма длительное время (иногда - всю жизнь). Например, 15-летняя девушка, уже заводившая романы (без секса) с юношами постарше, изнасилованная в пьяной компании своих сверстников, может надолго сохранить отвращение к любым (в том числе самым корректным) проявлениям сексуального внимания со стороны мужчин. Впоследствии это вполне может подтолкнуть ее к сексуальным контактам с женщинами. Но едва ли она сможет стать "нормальной" лесбиянкой, поскольку с детства была предрасположена к гетеросексуальному образу жизни, и не прошла через необходимые фазы формирования лесбийской идентичности. Ее гомосексуальность - вынужденная, а не естественная; если лесбиянки (да и то далеко не все) "отторгают" мужчин, потому что изначально стремятся к женщинам, она, напротив, устремляется к женщинам только из-за того, что ненавидит мужчин. Логика сексуального поведения совершенно иная, и это не может не ощущаться ее лесбийским окружением.
Другой распространенный (и также хорошо изученный) вариант личностного надлома связан со внутренней стигмой. Молодой человек, рано осознавший свою гомосексуальность, не испытывавший особых проблем в семье и во время учебы, не привыкший скрывать свои предпочтения, вдруг обнаруживает, что любая серьезная карьера в бизнесе для него закрыта. Если он одержим честолюбием, и считает, что единственной преградой для достижения желанного успеха является его гомосексуальность, он может решить "пожертвовать" ею. Его поведение с этого момента может стать абсолютно гетеросексуальным (поскольку речь идет о "внутреннем" решении, совершенно искреннем, а не принятом только "на показ"). Но опять-таки, нормальным гетеросексуалом он уже не станет никогда. Аналогичные проблемы могут возникнуть из-за религиозых предписаний, осуждающих гомосексуальность, - как усвоенных в детстве, так и воспринятых под влиянием вдруг вспыхнувшего интереса к религии.
Наконец, существуют варианты, в которых речь вообще не идет о каком-то насилии или внешнем давлении. Наиболее типичный из них - личностный кризис в результате несчастной любви (особенно если он связан с острым чувством собственного унижения и бесси-лия). Молодая девушка, лесбиянка, которой не повезло с ее первым серьезным романом, может пойти на самые крайние поступки, вплоть до самоубийства; но она может также прийти к "окончательному" решению, что "любовь между женщинами в принципе обречена". После этого она может еще много лет мучить себя в гетеросексуальном союзе; любая мысль о любви к женщине блокируется мучительными воспоминаниями, а свой первый роман она считает "непростительной глупостью" и "ошибкой молодости". Но было бы еще большей ошибкой считать ее на этом основании гетеросексуалкой
От других причин, приводящих к атипичному сексуальному поведению, экзистенциальные факторы отличаются тем, что они оказывают формирующее воздействие на саму личность человека, а не только на процесс ее функционирования в реальном жизненном окружении.

4. Формирование идентичности
Предложенные в разделе 4 категории характеризуют уже сложившуюся сексуальную конституцию; поэтому их применение до того, как она окончательно оформится, весьма проблематично. Достаточно сослаться на известный феномен сексуального экспериментирования, типичный для многих людей в молодости. В частности, будущие голубые и лесбиянки могут весьма интенсивно экспериментировать с партнерами противоположного пола. Секс для них - это некая terra incognita, в которой невозможно освоиться, не испытав все лично. В этот период своей жизни они могут казаться окружающим (да и самим себе) би- и даже гетеросексуалами. Исследованиями последних десятилетий установлено, что основа будущей сексуальной конституции достаточно жестко про-граммируется в очень раннем возрасте; важно понимать, что уже с 3-4 лет у человека идет формирование не сексуальной конституции, а сексуальной идентичности. "Будущий гомо-, транс-, бисексуал" является таковым уже в детском саду; но пока это не известно ни ему самому, ни окружающим. Обретение идентичности - это открытие самого себя, которое каждый осуществляет самостоятельно. Особенно важно это для гомосексуалов, ибо у них нет надежных опор в виде общепризнанных стереотипов поведения.
Научиться чувствовать свою сексуальность и выстраивать адекватное этим чувствам поведение - очень сложная задача. Ошибки могут привести к тяжелым комплексам и психологическим травмам; секс - это область, где человек часто чувствует себя беззащитным перед силами, идущими как бы из самых глубин его существования. Пока процесс формирования гомосексуальной идентичности изучен плохо; тем не менее, четыре главных его компонента признают практически все исследователи:
1) в допубертатном возрасте - осознание своей непохожести на других сверстников своего пола;
2) в период пубертации - формирование четких гомоэротических предпочтений;
3) в период "сексуального экспериментирования" - формирование гомосексуальной идентичности;
4) после окончательного осознания своей сексуальной идентичности - "coming out", выработка практических навыков жизни в общественном окружении (как гетеро-, так и гомосексуальном), то есть социализация своей сексуальности (12).

Проведенный нами анализ позволяет кое-что уточнить по всем названным пунктам.

1."Осознание непохожести" не обязательно идет по схеме детской транссексуальности 2-го типа (девочки в мальчишеской компании и наоборот). Так, это было нехарактерно ни для Фанни, ни для Александра (персонажей предыдущего раздела). Пожалуй, самое главное здесь - неприятие того, что окружающие называют "быть девочкой", "быть мальчиком". Если ребенок начинает чувствовать "зазор" между тем, что ему хочется, и тем, что ему предлагают, если формы стандартного поведения в качестве мальчика/девочки кажутся ему насилием над ним (независимо от того, подчиняется он этому насилию или нет) - это с высокой вероятностью говорит о переходе к одному из гомосексуальных вариантов формирования идентичности.

2. Стандартная схема исходит из того, что пубертатный подросток, чувствующий свою "непохожесть" на сверстников своего пола, в то же время стремится самоутвердиться в их среде. Прирожденные гомоэротические наклонности закрепляются тем, что он создает себе "идеал" из какого-то старшего сверстника своего пола, или напротив, привязывается к младшим, на фоне которых ему легче проявить себя.
Эта схема работает весьма эффективно во многих случаях. Действительно, 10-12-летние мальчики, даже гетеросексуальные, часто просто влюбляются в одного-двух "кумиров" из своей среды, стремятся им всячески понравиться, почаще бывать с ними и т.д. Если же подросток изначально предрасположен к гомосексуальности, это создает идеальную основу для закрепления гомоэротических предпочтений.
Но далеко не всегда эта схема работает напрямую; возможны самые различные ее модификации. Присмотримся, в частности, к только что упомянутым "кумирам" своих сверстников. Им нет никакой нужды искать их внимания; они и так им избалованы сверх меры. Если они обладают врожденной склонностью к своему полу, то очень быстро превращаются в капризных "принцев" (принцесс), самовольно помыкающих своими "камер-юнкерами" (фрейлинами). Они не влюбляются, а влюбляют в себя. Это случай Фанни; вне всякого сомнения, данный вариант схемы "работает" на бисексуальный нарциссизм (раз нет напряженной "зацикленности" на подростках своего пола, а лишь снисходительный "допуск" их к своей обожаемой персоне, нет и отторжения от противоположного пола).
Еще интересней случай Александра. Чувствуя свою непохожесть, он, тем не менее, добивается полного успеха в мальчишеской среде. "Вы хотите, чтобы я был мальчиком? - Вот вам, получите!" Ребенком он ощущал требование "быть мальчиком" как насилие; в 12-13 лет это его уже не волнует: "сделаю, как хотите, только отвяжитесь!" Его действительно оставляют в покое, и он получает возможность делать, что хочет. А хочет он закрепиться в компании девочек; но насколько завышена его самооценка в мальчишеской среде ("Я - супер"), настолько она занижена в компании сверстниц. Парадоксальным образом применительно к мальчику начинает работать на полную силу стандартная схема женского гомоэротизма. Чувствуя себя "недостаточно девочкой", он ищет ласки и покровительства старшей подруги, которая вообще не воспринимает его как существо мужского пола (для нее он "слишком маленький"). Разумеется, речь идет только о гомоэротизме, а не о гомосексуальности; но значительный временной разрыв между пробуждением нежных чувств к женщинам и началом сексуальных отношений с ними типичен и для большинства "классических" лесбиянок.

3. На этапе трансформации гомоэротизма в гомосексуальность, как ни странно, больше всего проблем возникает именно у "классических" гомосексуалов. Они сразу сталкиваются со стигмой, общественной и внутренней, что называется, лоб в лоб; наиболее естественное для них сексуальное поведение категорически отвергается гетеросексуальным большинством и часто пугает их самих. Бисексуалам в этом смысле легче: они, как правило, начинают сексуальное экспериментирование с партнерами противоположного пола, и когда их природа в конце концов приводит их к осознанной гомосексуальности, у них уже есть достаточный опыт в сфере секса, а на случай неудачи - "линия отступления". "Трансу" 1-го типа, queen или butch, легче внутренне адаптироваться к своей гомосексуальности; считая себя "почти девочкой" или "почти мальчиком", он(а) может проще принять свою связь с мужчиной (женщиной) (13). У "трансов-2" на этом этапе вообще не возникает никаких проблем: их влечение к гомосексуалам противоположного пола воспринимается их окружением, а чаще всего и ими самими, как гетеросексуальное - особенно если их партнеры (би- или гомосексуалы) достаточно молоды, и для них период сексуального экспериментирования еще не закончился. В это время красавец-бисексуал вполне может стать партнером девушки, рвущейся в голубую среду; проблемы, и очень сложные, возникнут позднее, на этапе "социализации".

4. Для "классических" голубых и лесбиянок "coming out" в наши дни, когда общество относится к гомосексуалам достаточно терпимо, когда есть обширная gay-lesbian инфраструктура, не представляет особых проблем (во всяком случае, сейчас это гораздо легче, чем 20-30 лет назад). Гораздо хуже положение у "трансов" и "би". Дело в том, что им приходится вести борьбу за признание сразу на два фронта: с гетеросексуальным миром за свои человеческие права, и с миром "классических" гомосексуалов за право быть признанными внутри него. Кое-как добившись места под солнцем, некоторые gay-lesbian организации стали усиленно травить диссидентов в собственной среде (14). Как мы уже не раз отмечали, многие "классические" голубые и лесбиянки считают queen и butch не более чем пародией на себя самих, и отношение к ним соответствующее. Незавидно и положение бисексуалов: сплошь и рядом их считают своего рода "неполноценными гомосексуалами", "неспособными" порвать с традиционным браком, семьей, не желающими "раскрываться" из конформизма и т.п.; да и сами они часто чувствуют себя неловко в "крутой" гомосексуальной среде. В итоге многие из них предпочитают скрывать свои гомосексуальные наклонности, проводя время в обществе гетеросексуалов, чем постоянно чувствовать свою неполноценность на gay-lesbian тусовках (15). О "трансах" второго типа и говорить не приходится; большинство геев и лесбиянок даже не подозревает об их существовании, а когда с ними сталкиваются, принимают или за натуралов, непонятно зачем пришедших в "их садик", или за гомосексуалов, упорно не желающих "раскрываться".
В силу названных причин у многих "трансов" и "би" на этапе "выхода из чулана" развиваются новые комплексы, нередко довольно тяжелые, вызванные их непризнанием в казалось бы, "родной" для них гомосексуальной среде. В следующем разделе мы рассмотрим эти комплексы на примере одного очень хорошо известного литературного произведения; но предварительно все же отметим, что даже для трансов-2 ситуация далеко не всегда складывается так уж плохо.

_____________

Три часа ночи. Большая московская (или парижская, или мадридская, или еще бог весть какая) квартира. Нескончаемая, во всю ночь, голубая тусовка. Кто-то приходит, кто-то уходит.
В самой большой комнате громкая музыка, приглушенный свет, пять-шесть танцующих пар - в джинсах и майках, в немыслимых платьях, просто полуголые. В соседних комнатах пьют, закусывают, целуются, обжимаются. Есть и более темные уголки, для более интимных занятий. Легкая, расслабленная, раскованная атмосфера.
В центре всего этого великолепия - женщина лет 35, мило беседует с тремя приятелями. Они рады друг другу; они довольны друг другом; им хорошо вместе.
Никто не спрашивает: почему она здесь? Что ей здесь нужно? Как она сюда попала? Она давно - часть этого мира. Ее здесь все знают и любят, хотя никто из них никогда не станет ее партнером. Она их знает и любит, хотя давно отучила себя от мысли искать здесь любовника. Она никогда отсюда не уйдет, и ее никогда отсюда не отпустят.
Кто она? Натуралка? Смешно. Лесбиянка? Еще смешнее. Она - неотъемлемая часть голубого мира; пока будет существовать он, будут такие, как она. Они нужны друг другу. Она - их естественное дополнение, релаксация их односторонней нацеленности на мужское начало.
Но никто не скажет самой простой вещи: она - голубой (хотя бы и в женском облике).
А почему бы, казалось?

_____________
12) Мы считаем целесообразным понимать термин "coming out" более широко, чем это обычно принято - а именно, как любую сознательно избираемую политику поведения по отношению как к гетеро-, так и к гомосексуальному миру. Например, если голубой (уже не сомневающийся в своей сексуальной идентичности) принимает решение тщательно скрывать свою ориентацию от всех гетеросексуалов, но открыто демонстрировать ее в определенных кругах гомосексуального мира (например, в гей-барах и только в них, игнорируя другие элементы гомосексуальной инфраструктуры современного общества), это также можно считать своеобразным "coming out".
13)По-видимому, именно в этот момент, из потребности в первичном самооправдании, и происходит закрепление их сексуальной идентичности. "Я имею право любить женщин, поскольку я скорее мужчина, чем женщина". Позднее такая установка перестает быть для них универсальной; большинство лесбиянок-butch признают, что другие женщины могут любить женщин, и не считая себя мужчинами; но им самим такая "внутрення трансформация" нужна, она соответствует их миропониманию и пониманию самих себя.
14) Это более характерно для Запада, чем для России; но россияне, как известно, обладают редкой способностью перенимать из западного мира все, что наименее достойно подражания.
15) Вероятно, и по этой причине их общее количество в опросах занижается; те, кто не общается постоянно с голубыми или лесбиянками, предпочитают идентифицировать себя как гетеросексуалов.
Hosted by uCoz